Грекова Елена, Русская планета
Теги запроса: банки, право, финансы, коллекторы, кредиты
Добавлено: 22 июня 2015 г.
Дедлайн: 22 июня 2015 г.
Текст запроса: Минэкономразвития предлагает разработать отдельный закон, регулирующий отношения между заемщиками и коллекторами. В законе должны быть определены условия (в том числе сроки возникновения и сумма задолженности), при наступлении которых кредитные и иные организации вправе привлекать третьих лиц к взысканию. Также предлагается установить дополнительные меры по защите персональных данных должников от передачи третьим лицам. Вместе с тем предлагается закрепить за коллекторами право на получение информации о должниках у соответствующих органов и организаций.
ВОПРОСЫ:
1) Подобный законопроект уже был разработан несколько лет назад, но так и не был ни принят, ни отклонен. Он просто забуксовал в правительстве – и о нём все забыли. Есть ли надежда на то, что новый законопроект не постигнет такая же судьба?
2) На ваш взгляд, какие главные проблемы должен решать закон о деятельности коллекторов и как? (Например: отсутствие требований к тем, кто может заниматься коллекторской деятельностью; передача персональных данных третьим лицам; отсутствие четко прописанных ограничений по методам воздействия на должников и т.п.)
3) Какой орган должен выполнять функции надзорного по отношению к коллекторским агентствам? Есть ли такой орган сейчас?
Заранее спасибо за помощь
Добавлено: 22 июня 2015 г.
Дедлайн: 22 июня 2015 г.
Текст запроса: Минэкономразвития предлагает разработать отдельный закон, регулирующий отношения между заемщиками и коллекторами. В законе должны быть определены условия (в том числе сроки возникновения и сумма задолженности), при наступлении которых кредитные и иные организации вправе привлекать третьих лиц к взысканию. Также предлагается установить дополнительные меры по защите персональных данных должников от передачи третьим лицам. Вместе с тем предлагается закрепить за коллекторами право на получение информации о должниках у соответствующих органов и организаций.
ВОПРОСЫ:
1) Подобный законопроект уже был разработан несколько лет назад, но так и не был ни принят, ни отклонен. Он просто забуксовал в правительстве – и о нём все забыли. Есть ли надежда на то, что новый законопроект не постигнет такая же судьба?
2) На ваш взгляд, какие главные проблемы должен решать закон о деятельности коллекторов и как? (Например: отсутствие требований к тем, кто может заниматься коллекторской деятельностью; передача персональных данных третьим лицам; отсутствие четко прописанных ограничений по методам воздействия на должников и т.п.)
3) Какой орган должен выполнять функции надзорного по отношению к коллекторским агентствам? Есть ли такой орган сейчас?
Заранее спасибо за помощь
Закон, регулирующий отношения между заемщиками и коллекторами безусловно в России должен быть. Не прописанные взаимоотношения сторон приводят к превышению полномочий. В законе важно прописать:
- условия, при которых кредитные организации вправе обратиться в коллекторные агентства,
- порядок взаимоотношения между заемщиком и коллектором, перечень всех действий, которые вправе совершать коллектор в отношении заемщика и сроки осуществления этих действий,
- возможные способы и ограничения по методам воздействия на должников со ссылкой на нормативные акты.
На мой взгляд, специалисты, которые занимаются коллекторской деятельностью, должны иметь на это лицензию/разрешение. Такой деятельностью не может заниматься просто крепкий парень. В работе коллектора важны навыки психолога, банковского сотрудника (он должен разбираться в продуктах, чтобы общаться с заемщиком), юриста.
Вопрос о дополнительных мерах по защите персональных данных должников от передачи третьим лицам также крайне важно прописать в законе. Давать коллекторам право на получение информации о должниках у соответствующих органов и организаций считаю нецелесообразным. Право на доступ к персональным данным может дать только сам человек.
Банки нужно обязать включить раздел в кредитные договоры, в котором прописать согласие заемщика на предоставление его персональных данных коллекторскому агентству в случае возникновения такой ситуации.
Закон, регулирующий отношения между банками, заемщиками и коллекторами на сегодняшний день имеет все шансы быть разработанным и принятым. В 2015 году сложилась патовая ситуация в отношении просроченных кредитов. Такой закон сейчас крайне важен всем:
- банкам, для того, чтобы их бизнес был защищен от колебаний задолженности,
- людям, чтобы они были более осмотрительны и чаще думали перед тем, как брать кредит,
- коллекторским агентствам, чтобы не было соблазна вернуться в 90-е и их методам решения проблем.
Мне не известен орган, который осуществляет функции надзорного по отношению к коллекторским агентствам на сегодняшний день. Его нужно обязательно создать. Все коллекторские агентства должны работать только с лицензиями, которые не просто было бы получить. Необходимо с самого начала пресечь недобросовестные организации. Должен быть специальный ресурс, посвященный данному направлению, такой же, как есть у банков или страховых организаций.
1) Подобный законопроект уже был разработан несколько лет назад, но так и не был ни принят, ни отклонен. Он просто забуксовал в правительстве – и о нём все забыли. Есть ли надежда на то, что новый законопроект не постигнет такая же судьба?
Положения разрабатываемого закона регулируют действия кредитных организаций по передаче долга, но, на наш взгляд, в первую очередь необходимо разработать более жесткие нормы, определяющие в каких рамках должны действовать сами “третьи лица”. Ведь сегодня в СМИ на регулярной основе выходят материалы, сообщающие о пострадавших от действий коллекторов. Так, деятельность многих “третьих лиц” просто противозаконна, поэтому логичнее сначала установить более строгие требования законодательства к ним и, в последствии, непрекращающийся контроль за коллекторскими агентствами, чтобы они действовали в рамках закона и стандартов профессиональной этики. Когда коллекторский рынок станет регулируемым и поднадзорным, это автоматически снимет большинство вопросов к нему.
Мы же считаем, что с должниками надо находить взаимопонимание и пытаться решить проблему вместе, а не односторонним “выбиванием” долгов. МФО “Займер” не прибегает к услугам коллекторов. У нас взысканием занимаются консультанты по задолженности, цель которых - войти в положение клиента и разрешить вопрос с наименьшими “потерями”. Так, наши консультанты могут отменить штрафы и пени, если того требует затруднительное финансовое положение клиента.
2) На ваш взгляд, какие главные проблемы должен решать закон о деятельности коллекторов и как? (Например: отсутствие требований к тем, кто может заниматься коллекторской деятельностью; передача персональных данных третьим лицам; отсутствие четко прописанных ограничений по методам воздействия на должников и т.п.)
Закон о деятельности третьих лиц по взысканию долгов, на наш взгляд, должен включать, конечно, и требования к тому, кто занимается коллекторской деятельностью, и ограничения по методам воздействия на должников. Руководство данного бизнеса должно полностью раскрывать информацию о своей деятельности, иметь свидетельства и лицензии.
Также, мы считаем, что должно быть ограничено право коллекторов взимать с заемщиков, помимо основного долга и процентов, прибыль “для себя”: неустойки, комиссии, штрафы, пени. Клиента это еще больше “загоняет” в долговую яму.
Коллекторы должны четко понимать, что есть закон, который полностью регламентирует их деятельность, и при малейшем отступлении от него они сами понесут как административную, так и уголовную ответственность.
3) Какой орган должен выполнять функции надзорного по отношению к коллекторским агентствам? Есть ли такой орган сейчас?
Сейчас нет ни надзорного органа за деятельностью коллекторских агентств, ни соответствующего законодательства, лишь нормы, регулирующие отдельные аспекты взыскания долгов коллекторами.
Несмотря на то, что за последние годы государство значительно ограничило деятельность коллекторов и установило для них некие «правила игры», в нашем обществе по-прежнему звучат неприятные и резонансные истории о взаимодействии того или иного должника с коллекторами.
Считаю, что Правительству РФ необходимо разработать отдельный законопроект, регламентирующий отношения, возникающие между коллекторами и должниками – в настоящий момент деятельность коллекторов подчинена лишь общим положениям законодательства (например, Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ) и по мнению многих правоведов вообще является нелегитимной в том формате, в котором она сейчас присутствует (например, поскольку они получают информацию, составляющую банковскую тайну, а также персональные данные, что позволено лишь специальным субъектам, которые имеют на это разрешения, допуски).
Вышеуказанный законопроект должен уравновесить интересы коллекторов и должников, с тем учётом, что должниками (как правило) являются физические лица, то есть наименее защищённые лица гражданского оборота. При этом законопроект должен доносить до каждого должника, что взятый кредит (заём) необходимо отдать и недопустимо умышленно избегать исполнения своих обязательств и уклоняться от возврата долга.
Считаю, что в законопроекте, регулирующем отношения между заемщиками и коллекторами, необходимо прописать и требования к коллекторам. Поскольку их деятельность затрагивает личные права и свободы граждан, необходимо «фильтровать» и на государственном уровне контролировать лиц, которые занимаются коллекторской деятельностью – ввести своеобразное лицензирование, определить строгие рамки общения коллекторов с должниками и установить ответственность за нарушение этих границ.
Вообще ответственность и порядок привлечения к ответственности коллекторов – это отдельная и сложная проблема, которую необходимо решать. Большинство коллекторов в настоящее время работают в рамках закона, но по-прежнему есть те, кто предпочитает использовать незаконные (или околозаконные) способы убеждения должников – такие случаи должны пресекаться понятным простым гражданам алгоритмом, предусмотренном в законе. Стоит сказать, что способы пресечь незаконные действия коллекторов существуют и сейчас, однако все они связаны вытекающими из их действий преступлениями или правонарушениями (угрозы, вымогательство, нарушение неприкосновенности частной жизни и прочее).