Ритейл и клининг

Земнова Алина

Крупнейшие игроки розничной торговли, в числе которых сети «Перекресток», «Пятерочка», «Магнит», «Ашан», METRO C&C, «Лента» и др. уже получают от компаний, оказывающих услуги по профессиональной уборке и техническому обслуживанию помещений (обеспечение исправной работы лифтов, пожарных систем и пр), письма о необходимости индексации цен по текущим контрактам. Так участники фасилити отрасли уведомляют заказчиков о том, что не могут оказывать услуги по прежним ценам, без учтенной в них налоговой нагрузки.

Всем нам хочется делать покупки в чистых магазинах. Торговые площади крупных ритейлеров убираются специализированными клининговыми компаниями. Только на поддержание чистоты ТРК их владельцы ежегодно тратят на по разным оценкам от 25 до 40 млрд рублей.
В целом, клининговые компании, являющиеся членами ассоциаций, входящих в Совет рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации закрывают до 50% объема ФМ услуг ритейлеров, входящих в АКОРТ, поэтому вопросы уборки и технического обслуживания одинаково важны для обеих сторон.
В рамках проекта ФНС по обелению отрасли клининга, который реализуется в 2018 году, представители клининговых и торговых ассоциаций провели не одну рабочую встречу, в том числе с участием должностных лиц налоговой службы.
Члены НАФО отмечают, что уже более десяти лет ключевым фактором при проведении тендера на уборку является стоимость. Возможности для снижения цены за счет внутренней эффективности давно исчерпаны, а компании конкурируют, по сути, за счет воровства налогов у государства. Само понятие конкуренции перешло в разряд соревнований по применению агрессивных налоговых схем.
В абсолютном большинстве случаев сотрудники, задействованные при оказании услуг на объектах розничной торговли, получают оплату за свой труд ниже уровня МРОТ – такие условия изначально заложены заказчиками в стоимости контракта. Проще говоря, общая стоимость контракта не позволяет включать должную заработную плату и налоги. Клининговые компании, почувствовавшие возросший уровень администрирования ФНС не в состоянии более мириться с подобной ситуацией.
Заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров отметил: «Считаем крайне важным исключение недобросовестных действий со стороны потребителей услуг профессиональной уборки и технической эксплуатации, сознательно способствующих нарушению их поставщиками налогового, трудового и миграционного законодательствами. Речь идет прежде всего о вовлеченности обеих сторон в процесс незаконного получения подобных выгод.
В 2018 году работа по повышению прозрачности рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации остается для нас одной из приоритетных».
Еще в марте членам АКОРТ было рекомендовано перезаключить контракты на ФМ-услуги с учетом новых реалий, но процесс затянулся… Ритейлеры в стремлении экономить бюджет в непростой экономической ситуации не желают увеличивать расходы на поддержание чистоты
Крупнейшие игроки розничной торговли, в числе которых сети «Перекресток», «Пятерочка», «Магнит», «Ашан», METRO C&C, «Лента» и др. уже получают от компаний, оказывающих услуги по профессиональной уборке и техническому обслуживанию помещений (обеспечение исправной работы лифтов, пожарных систем и пр), письма о необходимости индексации цен по текущим контрактам. Так участники фасилити отрасли уведомляют заказчиков о том, что не могут оказывать услуги по прежним ценам, без учтенной в них налоговой нагрузки.
Советом рынка ФМ услуг организован мониторинг цен контрактов на услуги по обслуживанию недвижимости, выставляемых на конкурсы. Результаты мониторинга в части информации о тендерах, в начальную максимальную цену которых заведомо не включена налоговая нагрузка, направляются в ФНС.
На форуме отрасли клининга заместитель руководители ФНС Даниил Егоров озвучил, что в налоговой службе внимательно наблюдают за динамикой очищения рынка, в том числе при помощи отраслевых ассоциаций НАФО и АРУК. Для тех компаний, которые покажут «чистые показатели» за первый квартал 2019 года предусмотрена «налоговая амнистия» по старым периодам.
По вполне понятным причинам, любая клининговая компания предпочтет находиться в этих «белых списках». Что касается заказчиков услуг, то налоговая обязывает их тщательно подходить к проверке контрагентов во избежание проблем с ФНС.
С учетом происходящего, ритейл - это одна из первых отраслей, которые ждут перемены во взаимоотношениях с подрядчиками по клинингу. Письма от подрядчиков, которые отказываются работать с применением нечистоплотных налоговые схем, в скором времени станут получать и другие заказчики услуг профессиональной уборки