Осторожно, заказчик мечты!

starosvetskaya

Печальный бизнес-кейс: почему ИТ-интегратор TeamIdea жалеет о том, что стал поставщиком дочерней компании Сбербанка. Автор статьи: партнер и директор по развитию компании TeamIdea - Павел Малько.

TeamIdea — не новичок в бизнесе цифровизации. Мы достаточно давно занимаемся внедрением решений для электронной коммерции, складской логистики, оптовой и розничной торговли, производственных компаний. Мы — платиновый партнер SAP, и прямо сейчас, пока вы читаете этот абзац, мы помогаем компаниям, использующим программное обеспечение SAP, выйти из зоны риска, разрабатывая для них решения, которые будут успешно функционировать в ситуации прекращения деятельности SAP в России. Мы обеспечиваем для них миграцию из облака на внутреннюю инфраструктуру, консультируем по вопросам перехода на альтернативные (в том числе отечественные) решения и применения стандарта ФСБУ 27/2021.
Специфика нашей работы в том, что наши заказчики — в основном довольно крупные и очень крупные компании. В числе наших клиентов «Детский мир», Whirlpool, Philips, «Связной», Amway, «Фармстандарт», «Северсталь», «М.Видео», ТВЭЛ, МГТС, Hyundai, «Русагро», «Формула Холдинг», ТНК, SABMiller, Finn Flare, НИЖФАРМ, Medtronic, INCITY, BEKO, ROCKWOOL, Hochland, РИВ ГОШ, Kimberly-Clark, «Техносила», «Евросеть», ТВОЙ ДОМ, «Черкизово», MARS, «Велком» — и это только начало списка.
Мы умеем работать с крупными клиентами, знаем их бизнес-процессы, понимаем их деловой уклад и их своеобразный менталитет. Нас было сложно чем-то удивить, пока мы не подписали контракт на оказание услуг — как подрядчик, разумеется — с компанией «СберЛогистика», дочерней компанией Сбербанка.
Ни претензий, ни платежей
Ничего принципиально нового по контракту со «СберЛогистикой» от нас не требовалось — мы должны были оказать услуги по настройке, доработке, внедрению и поддержке программного обеспечения SAP для управления складами, транспортом и и интеграцией данных. Мы десятки раз делали это для других компаний, и это всегда происходило одинаково — для каждого этапа работ составлялось оперативное задание, его стопроцентное выполнение подтверждалось актом, в соответствии с актом и в отсутствии претензий к качеству выполненных работ выставлялся счет.
Не всегда и не все заказчики вовремя выполняют свои обязательства. Это рядовая, знакомая многим бизнес-ситуация. Задержка с подписанием акта может составить несколько дней или недель. Оплата счета в срок, указанный в контракте — не редкость, но и не правило. Заказчик может предъявить некие формальные претензии к качеству выполненных работ, что, разумеется, сдвинет срок платежа — а может просто «потянуть» с оплатой, не предъявляя никаких претензий.
Но «СберЛогистика» за всю историю нашего сотрудничества не предъявила нам ни единой претензии — и в октябре 2021 г. внезапно прекратила оплачивать наши счета. До этого все работы оплачивались — с задержками, но оплачивались. И вот — полгода неплатежей. Это много, даже если не обращать внимания на падение курса рубля. К концу апреля 2022 г. общая сумма задолженности «СберЛогистики» по данному контракту приобрела угрожающий характер — она достигла морального порога в 100 млн р.
Разумеется, мы попытались путем переговоров выяснить, почему заказчик не оплачивает счета. И оказалось, что «СберЛогистика» очень хочет оплатить выполненные по контракту работы — но не может! Бюджет на цифровизацию выделяет материнская компания Сбербанк, и она (со слов представителей «СберЛогистики») до сих пор этого не сделала.
Попутно мы начали выяснять, почему «СберЛогистика» не платит значительную сумму около 10 млн р. по другому договору — на сопровождение решений SAP для расширенного управления складом и администрирование систем. В том, что мы заработали эти деньги абсолютно законным образом, не было никаких сомнений — 30 сентября 2021 г. компания TeamIdea была объявлена победителем конкурса по выбору соответствующего подрядчика, а официальное уведомление об этом от «СберЛогистики» мы получили по электронной почте 5 октября 2021 г., и с ним можно ознакомиться на официальной закупочной площадке Сбербанка (https://utp.sberbank-ast.ru/VIP/NBT/PurchaseView/45/0/0/802473).
Вы спросите — почему мы не «заморозили» оба проекта?
А как же деловая этика?
Особенность ИТ-проектов сопровождения заключается в том, что их нельзя останавливать. Системы должны функционировать — это жизненно важно для обеспечения бесперебойной работы бизнеса. Все наши коллеги по рынку знают, что лучше немного потерпеть, дождаться запоздалой оплаты, но не «замораживать» работу — снежный ком проблем и претензий очень быстро вырастет до огромных размеров. Тем временем «сарафанное радио» разнесет по рынку весть о том, что ИТ-партнер обманул ожидания заказчика и ради своих мелочных интересов поставил под угрозу непрерывность его бизнеса. Это попросту неэтично — работая с крупным клиентом, вы тем самым берете на себя ответственность за его общественно важный бизнес, сколько бы он вам ни задолжал.
Однако, хотелось бы, чтобы деловая этика действовала для обеих договаривающихся сторон. Мы обратились к нашим источникам и выяснили, что в настоящее время топ-менеджмент «СберЛогистики» запрашивает у материнской компании бюджет уже на будущее развитие системы. Формально мы не можем оперировать неофициальные сведениями, но логика подсказывает, что «СберЛогистика» не могла бы заказать весьма значительный объем услуг, не имея на то оснований и финансирования от материнской компании. И мы имеем веские основания полагать, что средства на оплату работ по настройке, доработке, внедрению и поддержке программного обеспечения SAP для управления складами, транспортом и и интеграцией данных «СберЛогистика» уже получила, но почему-то не хочет оплачивать ими выполненные работы.
Что же касается второго контракта — оказалось, что, объявив нас победителем конкурса по выбору подрядчика, компания применила некую внутреннюю процедуру и расторгла действующие контракты, а новый договор до сих пор в одностороннем порядке не подписала его!
Должны ли мы в таких условиях продолжать обеспечивать ИТ-сопровождение? Представители «СберЛогистики» недвусмысленно дали нам понять, что это равносильно ситуации, при которой победитель торгов отказывается заключать контракт. Тогда победителем станет участник, занявший второе место. На наше место «заступят» наши коллеги по рынку, чтобы получить собственный горький опыт работы в терминах «деловой этики» «СберЛогистики», занимаясь поддержкой программного обеспечения, функционирующего у заказчика, по доброй воле и за собственный счет.
* * *
Мы понимаем, что не стоит ждать милостей от кризисной бизнес-среды, и что, несмотря на эту публикацию и на все официальные письма, нам придется отправить досудебную претензию, которую мы готовим сейчас в адрес «СберЛогистики», в установленный деловым оборотом срок.
И все же мы хотели бы заострить на сложившейся ситуации внимание участников рынка. В стране принимаются меры поддержки ИТ-отрасли в кризисный период — нас освобождают от уплаты налога на прибыль, от проверок контрольными органами, нам предлагают льготные кредиты, обещают позаботиться о наших сотрудниках. И в то же самое время исключительно авторитетная компания позволяет себе пренебрегать нормами деловой этики, делового оборота и гражданского права .
Такие факты не просто крайне вредны для бизнес-климата, который и так переживает сейчас не лучшие времена — они обесценивают декларируемую поддержку отрасли. И если «СберЛогистика» добивается того, чтобы в будущем на рынке не осталось ни одной сервисной компании, которая была бы в состоянии поддержать функционирование ее ИТ-инфраструктуры, то она все делает правильно.