Причины появления конфликтов в родительских чатах и способы их разрешения

Причины появления конфликтов в родительских чатах и способы их разрешения

klyakinama

У письменной речи есть важная особенность. Она ранит боле сильно и запоминается дольше. К написанному тексту можно вернуться и прочитать его снова и снова. Если написанная фраза «зацепила», то она будет, с большой долей вероятности, запомнена надолго.

Сегодня невозможно представить общеобразовательную школу без современных информационных технологий. Они широко используются в процессе обучения, управлении образовательным процессом, коммуникации между учителями и учащимися. Активно пользуются такими технологиями и родители. Современные мессенджеры позволяют родителям школьников создавать свои классные чаты и общаться между собой, передавая друг другу важную информацию. Сообщение пишется в чате быстро, как правило, это несколько строк или, что случается реже, абзацев короткого текста. Но ещё быстрее оно передаётся по каналам связи и достигает адресатов. Нажав кнопку «отправить», сообщение практически мгновенно приходит на телефон, заставляя его сигнализировать о том, что в чате появилось новая информация.
Казалось бы, современная технология позволяет оперативно передавать информацию, даёт возможность быстро решать возникающее вопросы и проблемы, организовать конструктивное общение и объединить людей.
К сожалению, как показывает практика, очень часто родительские чаты вызывают у родителей раздражение, провоцируют агрессию и становятся площадкой для выяснения личных отношений и острых конфликтов.
Механизм возникновения конфликтов, участниками, как правило, не осознаётся и происходит стихийно. Отправленное сообщение, с написанным на первый взгляд незначительным вопросом или предложением быстро переходит в активно обсуждаемую родителями проблему. Затем начинается незаметная, нарастающая радикализация высказываний, могущая спровоцировать всплеск неуправляемой агрессии. Родители, эмоционально реагируя на высказывания, втягиваются в долгие и ожесточенные споры. Конфликт принимает массовый характер. В особо острых случаях, такие конфликты, развивающиеся в виртуальном пространстве, могут перерастать в реальные.
Существуют особо «острые» конфликтные темы, которые уже только одним своим содержанием являются провокационными для многих родителей. К ним будут относиться: обсуждение вопросов связанных со сбором денег на подарки детям или учителям (даже, несмотря на то, что школьные учителя настоятельно просят этого не делать, но родителей в этом вопросе не остановить).
Одна из самых конфликтогенных родительских тем, тема про здоровье детей. Сообщения могут формулироваться с различными, совершенно необязательными, физиологическими подробностями: «У нас сегодня сопли, и мы в садик не придём» или «Мою Надю, сегодня тошнило, а больше никого не тошнило?».
Не менее «токсичными» оказываются фейковые новости или сообщения, содержащие различный спам (рекламу, поздравления с различными праздниками, «смешные» фото или видеоролики и т.п.).
Причины, приводящие к возникновению конфликтов в родительских чатах, могут заключаться не только в обсуждаемых темах. Состав родительского коллектива ‒ явление сложное и не всегда структурированное. Все родители разные. С разным уровнем уважения друг к другу и образованием, социальным положением, амбициями, представлениями о справедливости и нравственности.
Оставляя сообщение в родительском чате, может складываться иллюзорное представление о том, что того кто пишет невидно. В этот момент нет сдерживающих факторов, таких как осуждающие взгляды или корректирующие замечания, например такие, которые родители иногда используют, когда собираются в классе на родительском собрании.
В результате, появляется возможность выплеснуть внутренний негатив. Иногда это выражается открыто, в виде обесценивая чужого мнения или ответа, переходя при этом в открытые оскорбления или угрозы. Иногда сообщение отправитель сообщения использует более изощрённую тактику мимикрирования, когда внутреннее раздражение и агрессия маскируется под критику чужого мнения.
К конфликтам может приводить желание всегда оставлять и высказывать своё суждение. Причём, оно бывает, как правило, негативное.
По письменному сообщению в чате невозможно увидеть человека. Его только можно прочитать или, в более редких случаях, прослушать. Но даже в таком голосовом сообщении отсутствует подкрепление мимикой и жестами, которые люди используют при непосредственном общении, чтобы лучше понять друг друга.
Более того, большинство конфликтов возникает не из-за того, что родители агрессивно настроены друг по отношению к другу, стремятся целенаправленно выяснять отношения и конфликтовать. Их дети учатся в одном классе и гораздо выгоднее сотрудничать, чем тратить свои силы, в бессмысленных конфликтах. Но опасность заключается в том, что отправитель неправильно сформулировал и изложил свою мысль. Ошибка в конструировании фразы, приводит к неопределённому и неоднозначному толкованию. То есть родитель задумал написать одно, а смысл, незаметно для него, получился другой.
Может быть и обратная ситуация, когда в написанное вкладывалась одно содержание, а другие родители прочитали и поняли его совершенно иначе, не так как его задумал автор. Это недопонимание приводит к долгому обсуждению, и уточнению первоначального смысла. Однако, часто бывают такие ситуации, когда родители не смотрят на начало переписки, а выхватив одно последнее сообщение, начинают его комментировать, уточнять, внося в общение сумбур и сумятицу. Происходит эффект заражения, втягивающий в воронку разворачивающейся неконструктивной беседы новых участников.
У письменной речи есть важная особенность. Она ранит боле сильно и запоминается дольше. К написанному тексту можно вернуться и прочитать его снова и снова. Если написанная фраза «зацепила», то она будет, с большой долей вероятности, запомнена надолго.
Вместе с тем вышеперечисленные причины, приводящие к конфликтам, могут быть устранены, если участники родительских чатов будут соблюдать ряд специальных правил.
1. Родители должны выбрать модератора, который будет управлять общением в чате.
2. Никогда на провокационное или агрессивное сообщение не отвечать ответной провокацией и агрессией.
3. Лучше всегда писать нейтральные сообщения без демонстрации эмоций.
4. Не выражать недовольство без конструктивных предложений.
5. Личные вопросы писать не в общий чат, а на личный номер или мессенджер.
6. Не отвечать на полученные сообщения сразу, а выждать какое-то время, отвлечься и спокойно всё обдумать.
Общение ‒ это искусство и определённый труд. Оно требует знания своих правил. Если их применять, то общение в родительском чате будет конструктивным, конфликты будут разрешаться конструктивно, исчезнет агрессия, установятся позитивные деловые отношения, идущие на пользу, как родителям, так и их детям.
Автор: кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и практика управления» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» МГППУ Хлебников Александр Сергеевич