Роль родителя в психологической безопасности  ребенка в школе.

Роль родителя в психологической безопасности ребенка в школе.

klyakinama

Говоря о психологической безопасности школьника любого возраста, в общеобразовательной или в частной школе, мы в первую очередь исходим из поведения родителя, его системы ценностей, возможностей и готовности защитить ребёнка.

Отдавая ребёнка в общеобразовательное учреждение, каждому родителю хочется быть уверенным в неприкосновенности ребенка, как с физической стороны, так и со стороны негативного влияния на психику. При выборе школы, современные условия жизни частично смещают традиционно важные приоритеты родителей «близкое месторасположение, высокий рейтинг школы, богатая история учебного заведения и т.д.» в сторону «наличия службы психологической поддержки, тьюторов, особого подхода и технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».
Например, на сайте частной школы RYBAKOV PLAYSCHOOL (обучение в год стоит порядка 660 тыс.руб.) в графе преимуществ указано, что в каждом классе учатся не более 16 человек, на уроке находятся не только учитель, но и ассистент, а также организованы мобильные пространства и безотметочная система. Однако, говоря о психологической безопасности школьника любого возраста, в общеобразовательной или в частной школе, мы в первую очередь исходим из поведения родителя, его системы ценностей, возможностей и готовности защитить ребёнка.

Так происходит, потому что именно родители лучше всего знают о генетических особенностях своего ребёнка (как с точки зрения заболеваний физиологического типа, так и с точки зрения черт характера, способов эмоционального реагирования и пр.) и чисто «технически» могут раньше всех предотвратить возможные ситуации, препятствующие созданию благоприятного психологического климата в школьном коллективе. Помимо этого, стоит заметить, что социализация ребёнка как личности начинается с семьи. Именно мама и папа в первый раз объясняют своим детям, что хорошо, а что плохо, где грань между этими понятиями и как вести себя в обществе, чтобы тебя принимали. Если до начала обучения в школе ребёнка адекватно воспитывали, то и правила поведения усваиваются довольно рано, становятся внутриличностными нормами человека и сдерживают его асоциальное поведение. Родитель, отдавая ребёнка в школу «на воспитание» должен полностью осознавать свою долю ответственности за дальнейшую успешную социализацию уже в школьном коллективе, так как учителя при возникающих затруднительных ситуациях не могут «на равных» поговорить с учениками. Так или иначе родители до периода наступления совершеннолетия вынуждены участвовать в жизни ребёнка, как бы некоторым того не хотелось.

Наше суждение подкрепляется тем, что как с позиции третьего лица, так и с позиции обучающихся именно родитель несёт основную ответственность за жизнь и здоровье собственного ребёнка. Катастрофа в Казани в 2021 году не оставила общественность равнодушной. По прошествии двух недель глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин высказал неоднозначную причину трагедии: родители отказывались платить за охрану. С одной стороны, если мы будем разбираться в проблемах конкретного виновника случившегося, мы вряд ли сможем быстро и слаженно разработать новую систему правил безопасности в учебном заведении, необходимо действовать комплексно, а с другой, за пару недель все следственные действия, экспертизы и работа большого количества сотрудников различных сфер, заинтересованных в ликвидации последствий трагедии резюмировались виной родителей. В дальнейшем официальный представитель заявил о некорректной интерпретации слов Главы Следственного комитета РФ, тем не менее прецедент был создан. Рассматривая вопрос об одном из главных стрессовых факторов для обучающихся за последние 5-10 лет – Едином Государственном Экзамене (или иных формах значимой аттестации: Государственная Итоговая Аттестация, Всероссийская Проверочная Работа), мы также не можем не проанализировать роль родителей в успешной сдаче любой из вышеперечисленных форм аттестации с точки зрения обеспечения психологической безопасности. Несмотря на то, что в школах, как правило, проводятся профилактические классные часы совместно с педагогом-психологом и классным руководителем по предотвращению случаев суицида среди школьников 9-11 классов, статистика все же говорит нам о необходимости проведения специализированных родительских собраниях, где именно родителям объясняют, как важна их поддержка и доброе слово в этот трудный период, какие признаки имеет суицидальное поведение и как понять, находится ли ребёнок в группе риска.

Таким образом, мы приходим к выводу, что определяющую роль в обеспечении психологической безопасности школе играют непосредственно родители. Несмотря на то, что непосредственно в образовательной организации родители находятся меньше остальных участников образовательного процесса, своим действием/бездействием в определённых ситуациях могут сделать школьное пространство менее безопасным с психологической точки зрения, как для своих детей, так и для окружающих, пусть даже косвенно. В современных условиях нестабильности жизни мы рекомендуем родителям быть более внимательными и тактичными в общении со своими детьми, а также пользоваться возможностями школьной службы психологического сопровождения или услугами Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы при возникновении вопросов и сложных ситуаций. Своевременно оказанная помощь во многом экономит человеческие ресурсы, но о том, что эта помощь нужна здесь и сейчас специалистам могут сообщить только сами родители, поэтому при выборе «самой безопасной и/или самой оснащённой» школы необходимо помнить о своей обязанности и ответственности перед ребёнком.

АВТОР: Николаева Алла Алексеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и практики управления института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» ФГБОУ ВО Московского государственного психолого-педагогического университета