Знакомьтесь, Анна Каледа – новая звездочка на поэтическом небосклоне России, студентка 2 курса отделения Лингвистика института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» Московского государственного психолого-педагогического университета. Родилась в Москве, закончила 9 классов школы № 1270, а 10-11 классы училась в Предуниверсарии РГГУ, получив аттестат с отличием.
Аня никогда не жила в деревне, среди простых русских людей, не могла слышать певучесть и особую тональность речи простого народа. И тем удивительнее читать ее «Сказку о Емеле-кузнеце», выдержанную в народном духе:
За высокими горами,
За дремучими лесами,
По болотам, по лугам,
По речным по берегам,
И петлистыми путями,
Да за синими морями,
В неизвестной стороне
В полусказочной стране,
Где и быль, и небылицы,
Где русалки и жар-птицы,
Там, где властвуют цари,
Где живут богатыри,
Жил да был в далеком царстве
В заграничном государстве
Дивный парень-молодец
По профессии кузнец…
Автор сама рисует и иллюстрации к своим произведениям. Весьма и весьма будут интересны детям загадки Анны Каледа в школьных учебниках и учебных пособиях, - новизной, легкостью запоминания, фольклорной певучестью!
Анна легко дается и такой трудный жанр как загадки. Стихотворная форма загадок Анны Каледа также выдержана в фольклорном стиле:
Кто, катаясь виртуозно,
По квартире едет грозно,
Чьих сегодняшних хлопот
Испугался бедный кот?
Кто с уборкой помогает
И полы нам прибирает?
Это пашет на износ
Работяга_________!
Кто пыхтит горячим паром,
золотясь искристым жаром?
Кто свистит и весь в пылу
Приглашает всех к столу?
Для чего мы взяли плюшки,
И баранки, и ватрушки?
Скоро чай! Струится пар, -
Это стынет _________!
В ком рисуют акварелью?
В ком рисуют акварелью?
Где найти простор веселью?
И кого карандаши
Разукрасят от души?
Кто раскрылся перед нами,
Чтобы мы в нем рисовали
Солнце, дерево и дом?
Это красочный ________!
Что румянится в середке
На горячей сковородке?
Что на праздники пекут
Да в тарелке подают?
Хочешь с джемом, хочешь – с медом!
Чтоб проститься с гололедом,
Надо, чая дни весны,
Кушать вкусные_______!
Кто широкий и ворсистый,
А бывает и пушистый?
Кто ложится, как чехол,
На большой холодный пол?
Кто постелет нам дороги
и меж тем согреет ноги?
Ребус этот нехитер:
Это сделает _____!
Еще одна яркая страница творчества Анны – басни, поражающие не соответствующей ее возрасту мудростью и совершенством владения этим жанром:
Любовь и желуди
Не знаю, чья тому вина –
Коза влюбилась в Кабана.
Уж ей и стать его по нраву,
И волос грубый, и пятак, –
Ну все ей так!
И с ним пошла она в дубраву,
Покинув отчий огород.
К чему тянуть? Судите сами,
У многих ведь с любовными делами
Такой подход.
Так вот, пришли они на место.
Коза – недавняя невеста –
Теперь, как кроткая жена,
Давай лелеять Кабана!
Он только слово, –
Та подскочит
И тотчас даст ему, что хочет.
Копытом щелкнул – все готово!
Она подушку подопрет,
С него пылинку уберет, –
Ну словом, думалось Козе,
Такой и должно быть жене.
Но вот пришла пора обедать:
Кабан и глазом не моргнул,
А только дуб ногою пнул,
Чтоб желудей с него отведать.
И так и ест их, лежа на спине.
«Но что же кушать мне?» –
Коза тут, было, возмутилась!
«Не я, а ты в меня влюбилась!
Так ешь же то же, что я ем.
А коли нет, простимся с тем».
Коза запнулась на минутку,
Но огорчилась не на шутку.
Что ж, делать нечего. Как быть!
Она взялась их тоже грызть.
Жует, как может, – нету сил!
Но ей оскомину набил
Противный желудь.
«Знаешь, муженек!
Тебе пойду я поперек.
Я быть услужливой пыталась,
Но в плен тебе не продавалась!
Одно женитьба мне дала –
Уж лучше б вышла за Козла!»
И, так сказав, умчалась прочь.
А Кабану и не приспело:
Он до женитьбы не охоч.
Но вот же дело!
Увидишь всюду, сколько ни живи,
Как мы терпеть все прихоти готовы
От тех, кому их желуди дубовы
Дороже наших жертв любви.
27.02.22
Басня «Любовь и желуди» уже своим названием создает антитезу беззаветной безоглядной любви, которая традиционно воспевалась поэтами. «Коза» готова любить, исполнять все прихоти «Кабана», даже первой влюбляется, но ей уже мало просто любить, «Кабан» должен тоже что-то делать, хотя бы кормить свою семью, иначе пусть мужем будет «Козел», но он будет обеспечивать семью. Это очень знаковое произведение – в последнее время гендерные роли в мире настолько уравнялись, что женщины не готовы жить с безответственными мужчинами, женщина, которая и сама не будет освобождать себя ни от каких обязательств, четко предъявляет к мужу, претендующему на роль главы семьи, требования. И вот этот поворот в сторону изменения самооценки в женском сознании, гендерных ролях в современном обществе, лаконично выражен в талантливом произведении А. Каледы.
В то же время молодое поколение понимает цену красоте, стилю, не чуждо романтике, как это показано в басне «О вкусах… спорят!»
О вкусах… спорят!
Случилось как-то Бабочке холеной
И Саранче зеленой
Друг другу повстречаться на пути
И дружбу женскую, на зависть, завести.
«Теперь с тобой подругами мы стали!
И, чтоб мы ими быть не перестали,
Мы все на свете будем делать сообща», –
Так Бабочке сказала Саранча.
Тогда они отправились на поле.
Тут Бабочка присела на цветок
И стала радоваться солнышку и воле.
А Саранча поела рядом колосок,
Затем второй, и третий тоже съела.
А Бабочка, как прежде, все сидела.
«Чего ж ты, глупая, со мною-то не ешь?
Ты лишь взгляни, какая здесь пшеница!
И каждый колос так питателен и свеж.
Так отчего бы и тебе не подкрепиться?
Подруги мы с тобою или нет?»
«Ну что ты!» – Бабочка воскликнула в ответ. –
Здесь так чудесно, в этом нет и спору!
Я так люблю как раз такую пору!
Когда на солнце блещет поле колосков,
Мне не найти для них под стать красивых слов!»
«Так что ж с того? Ну, ела б втихомолку.
Чего сидеть, любуясь-то, без толку?
Смешная ты!» «Но как же красота?»
«Тю! Темнота!
Видать, и правда глупость есть на свете,
Раз над едой краса в приоритете!
В желудке полном смысл жизни скрыт.
А красотой едва ли будешь сыт!»
И Саранча за дело прежнее пустилась,
Да поле целое объела догола,
Но больше Бабочку с собою не звала.
И дружбы их не получилось.
27.02.2022
Об умении жить в коллективе, скромности, умении руководить людьми басня Анны Каледа «Птичий переполох»:
Птичий переполох
Индюшку привезли на птичий двор.
И в тот же час поднялся громкий спор:
«Видали ль вы? Что ж делается в свете!»
«Что за напасть, нахалки эти!»
«Ведь не был отродясь бардак у нас в ходу, –
Но вот послал нам Бог на голову беду!»
И в чем-то правы были гуси и наседки.
А дело в том, что был не ко двору
Характер вздорный новой их соседки,
Что всякий раз кричала по утру:
«Побольше б, куры, вы яичек отсидели:
А то глядите – как бы вас не съели!
А гуси! Раз уж с вас течет вода,
То вы не виноваты никогда?
Ой, плохо дело! Чувствую, лисица
Нас украдет когда-нибудь в ночи!
Ведь если псы продолжат так лениться,
То гибель близко, сколько ни кричи!»
И так весь день Индюшка голосила
И всех вокруг с охотой поносила,
Да так, что весь двуличный птичий двор
Дружнее стал, забыв про прежний свой раздор!
Но, знать, не только курам надоели
Индюшки шумной крики и погром,
Раз дети фермера чуть позже за столом
Индейку вкусную, облизываясь, ели.
28.02.2022.
Аня пишет легко и много, - это свидетельствует о несомненном большом таланте и плодовитости будущего поэта. Кроме приведенных произведений, у Анны Каледа много стихотворных произведений, есть и поэма «Громов». Она выступает с новыми произведениями на каждом заседании поэтического клуба «Эстетика художественного слова», созданного в институте «Иностранные языки, современные коммуникации и управление».
Есть серьезные основания считать, что перед нами новый автор, имя которого скоро займет достойное место в русской литературе.
Среди студентов Московского государственного психолого-педагогического университета много пишущих, талантливых ребят, удивляющих совершенством формы произведения и зрелостью освещаемых идей.
Проблема отцов и детей – конфликт поколений – не раз освещался в русской и мировой литературе. Но это поколение, сегодняшние двадцатилетние, отличается особым талантом, серьезностью, здоровой практичностью, умением сглаживать конфликты и думать не только о своих собственных интересах. Они рано начинают работать, трудолюбивы и очень ответственны в деле. Им можно верить, они – другие, они – лучше!
Автор: С.М. Махмудова, доктор филологических наук, профессор института ИЯСКУ Московского государственного психолого-педагогического университета.