О роли солидарности в формировании семейных ценностей у подрастающего поколения

Чистова Марина

В современном мире, где естественная связь поколений зачастую нарушается виду объективных обстоятельств, требуются дополнительные меры, которые будут способствовать сохранению преемственности поколений, укреплению семейных связей и сохранению традиционных семейных ценностей.

Одной из характеристик современного общества, в том числе российского, по мнению многих социологов, является распространение индивидуалистичных ценностей, что проявляется в преобладании стремления к личному комфорту, высоким стандартам потребления, ослаблению социальных связей. Приверженность таким ценностям молодежи служит одной из причин ее отказа от создания семьи и рождения детей, что, в свою очередь, препятствует естественному воспроизводству и росту населения нашей страны. Однако помимо глобальных последствий распространения индивидуалистичных ценностей и установок, существуют и социально-психологические проявления разрыва между индивидом и обществом, такие как формирование у него чувства неуверенности, одиночества, неопределенности и тревоги за будущее.

Поскольку сама организация жизни современного человека способствует формированию индивидуализма, требуются целенаправленные усилия по формированию таких ценностей, представлений и установок, которые способствовали бы стремлению молодого человека к созданию семьи и рождению нескольких детей. Ключевую роль в создании социальных связей, развитию эмпатии и сплоченности, альтруизма и ответственности за себя и близких играет солидарность.

Понятие солидарности включает два взаимосвязанных аспекта: с одной стороны под солидарностью понимают наличие объективной общности, взаимозависимости, единства интересов индивидов, с другой – осознание ими групповой идентичности, сопереживание общим целям, готовность действовать совместно ради их достижения. Важно понимать, что эти аспекты не противоречат, а дополняют друг друга, поэтому формирование солидарности невозможно без включения индивидов в совместную деятельность, направленную на решение общих задач или объединяющую их на основе общих интересов.

Стоит отметить, что современные российские вузы уделяют достаточно много внимания воспитательной и общественно значимой работе, способствуют привлечению студентов к участию в волонтерской деятельности. Например, в Московском государственном психолого-педагогическом университете действуют такие студенческие объединения как «Волонтерский корпус», помогающий студентам познакомиться с деятельностью различных НКО и присоединиться к проводимым ими мероприятиям, «Точка кипения МГППУ» предоставляет возможность студентам и преподавателям университета реализовывать собственную социальную активность, обеспечивая коворгинговую среду для научной и досуговой деятельности, а также иные объединения, вовлекающие студентов и сотрудников в совместную научную, спортивную, культурную и досуговую деятельность. Безусловно, такая практика оказывает позитивное влияние на формирование у студентов солидарности в весьма широком социальном контексте.

Однако для формирования семейных ценностей важно чувствовать солидарность с представителями старшего поколения, ведь основа семьи – это забота о родителях и детях, бабушках и внуках. Семейные ценности передаются внутри семьи через повседневное общение и совместное проживание трудностей и радостных событий. В современном мире, где естественная связь поколений зачастую нарушается виду объективных обстоятельств, требуются дополнительные меры, возможно даже на государственном уровне, которые будут способствовать сохранению преемственности поколений, укреплению семейных связей и сохранению традиционных семейных ценностей.

Автор: Николаева А.А. - заведующая кафедрой «Теория и практика управления» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» МГППУ.