Формирование ценности родительства у современной молодежи

Формирование ценности родительства у современной молодежи

Чистова Марина

Для большинства молодых людей семья и дети являются важной жизненной ценностью, а родительство ассоциируется не только с обязанностями и долгом, но и с радостью, поскольку образ счастливой семьи без детей немыслим.

2024 год объявлен Указом Президента России Годом семьи, что означает особое внимание со стороны государства к проблемам защиты этого социального института, поддержки многодетных семей, популяризации семейных ценностей. Следует отметить, что последние несколько лет в нашей стране фиксируется снижение рождаемости и, по мнению ученых, объективных причин для ее роста нет, поэтому основным вариантом изменения этой негативной тенденции является увеличение числа многодетных семей, что, в свою очередь, предполагает возрастание ценности родительства у современной молодежи.

Для того чтобы деятельность по популяризации семейных ценностей, в том числе и ценности родительства, была эффективной, необходимо понимать, какие факторы оказывают наиболее значимое влияние на формирование установок молодых людей в данной сфере, какие причины побуждают их создавать семью и рожать детей любо воздерживаться от этого.

Существует ряд довольно популярных теорий, объясняющих эту проблему. Во-первых, это теория поколений, наиболее известными авторами которой являются Уильям Штраус и Нейл Хоув. Согласно этой теории каждые 20 лет происходит смена поколений, каждое из которых в некотором смысле отрицает ценности и образ жизни своих предшественников. Так, для поколения X (это примерно 60-е-80-е года рождения) характерны такие ценности как стабильность и высокий уровень жизни, поэтому они стремятся построить карьеру и создать семью. В то время как поколение Y (это люди, рожденные с середины 80-х до середины 2000-х) больше ценят индивидуальное саморазвитие, они позже становятся самостоятельными и не стремятся создавать семью. Между тем, это то самое поколение, которое в настоящее время находится в репродуктивном возрасте.

Конечно, не стоит абсолютизировать теорию поколений, тем более что у нее немало критиков. Но есть и другие исследования, показывающие снижение значимости ценности родительства у современной молодежи и объясняющие это изменением образа жизни от традиционного «сельского», в котором большая семья была залогом крепкого хозяйства и сытой жизни, к современному «городскому», в котором дети рассматриваются как «обуза» или помеха в построении карьеры. Поэтому рождение детей сегодня чаще всего откладывается, тем более что развитие медицины позволяет стать родителями и в более позднем возрасте.

Современные российские исследователи репродуктивного поведения выделяют несколько моделей родительства, характерные для нынешней молодежи:
1) рассматривает родительство как продолжение рода, естественное поведение любого живого существа;
2) характеризует родительство как выполнение определенной социальной нормы, то есть «рожаем, потому что так надо»;
3) воспринимает родительство как обязанность, при этом само воспитание детей не приносит радости, а считается помехой для удовлетворения желаний, получения удовольствий от жизни;
4) оценивает родительство как проект, в котором дети – это некая инвестиция в будущее, и весь процесс рождения и воспитания детей реализуется по заранее составленному плану;
5) рассматривает родительство как творчество, где ребенок становится главное ценностью и его воспитание является жизненным приоритетом.

При этом исследователи отмечают, что, хотя ни одна из этих моделей не рассматривает многодетность как норму и желаемый сценарий, для большинства молодых людей семья и дети являются важной жизненной ценностью, а родительство ассоциируется не только с обязанностями и долгом, но и с радостью, поскольку образ счастливой семьи без детей немыслим.

Таким образом, следует отметить, что формирование ценности родительства у современной молодежи должно развивать и укреплять имеющиеся представления о детях как радости жизни и основе будущего страны. При этом важно не только преодолевать негативные установки, но и более активно продвигать позитивный образ многодетной семьи, в том числе через систему образования и культуру.

Автор: Савченко И.А. - доцент кафедры «Теория и практика управления» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» МГППУ